Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Одним из инструментов расследования ДТП, где был поврежден автотранспорт, где пострадали пешеходы, пассажиры, водитель служит экспертиза ДТП, которую граждане разнолико называют то дорожно-транспортной, то дорожной, то автодорожной.

Примечательно и то, что ни одно из этих наименований дорожной экспертизы не является научно-обоснованным и правильным.

Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная или дорожная экспертиза) остается самым редким видом автотехнических экспертиз.

Вне зависимости от того, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза приобрела свое название более семи лет назад, количество практикующих адвокатов, следователей, юристов, судей по прежнему назначают в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», то есть, обозначая лишь класс экспертиз, не уточняя точного вида экспертизы.

В следствии столь общего и абстрактного обозначения данного исследования, в нашей практике довольно часто рождаются ситуации, когда в офис организации, где имеются тоже «автоэксперты» (оценщики автомобилей, эксперты в области транспортной трасологии, оценщики ущерба), приходят материалы дела, для исполнения которых требуются познания именно эксперта по исследованию ДТП (дорожных знаков, полотна дороги, дорожной разметки, дорожно-транспортных происшествий).

Возникает нехорошая ситуация, в следствии которой материалы возвращаются в судебные или следственные органы без исполнения, в результате чего установленные сроки не выдерживаются в следствии элементарной грамотности участников судебного процесса.

Главные задачи и цели дорожно-транспортного исследования:

• ситуация на месте происшествия: состояние дорожного покрытия проезжей части, обочин, участка дороги за пределами дорожного покрытия;

• состояние дорожного покрытия в месте дорожно-транспортного происшествия, наличия уклонов в продольном и поперечном направлении, закруглений;

• возможные условия видимости и обзорности водителя;

• установление возможности (невозможности) всестороннего восприятия водителем дорожной ситуации;

• экспертиза технической возможности (невозможности) предотвращения происшествия;

• определение значений коэффициентов и параметров, характеризующих движение транспортных средств и других объектов на месте ДТП: сопротивления и коэффициентов сцепления при перемещения транспорта и других объектов по поверхности автомобильной дороги;

Выявление факторов, связанных с дорожной обстановкой перед ДТП, которые могли способствовать возникновению происшествия: неверная разметка дорожного покрытия, отсутствие дорожных знаков, неправильное расположение дорожных знаков, неблагоустроенность дороги и другие негативные условия обстановки.

Для автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы эксперту требуется предоставить все имеющиеся материалы уголовного, административного, гражданского дела, которые относятся к происшествию. Назначающему дорожную экспертизу должностному лицу следует знать, что для исследования необходимо полнейшее изучение всего имеющегося комплекса информации о ДТП.

Кстати, в ситуациях, где основным фактором ДТП являются погодные условия будет необходима справка о погодных условиях из регионального Гидрометеоцентра в момент дорожно-транспортного происшествия.